Когда в Самаре проведут метро: актуальные сроки и планы развития

Когда в Самаре проведут метро: актуальные сроки и планы развития

Губернатор Самарской области официально отказался от дальнейшего развития метро. Когда достроят «Театральную» и что будет вместо подземки? Полный разбор ситуации.

Представьте: вы десятилетиями ждете расширения метро в родном городе, строите планы, мечтаете о новых маршрутах… А потом власти говорят: «Все, хватит!» Именно это случилось в Самаре зимой 2025 года. 26 января губернатор Самарской области Вячеслав Федорищев заявил об отказе от планов дальнейшего развития подземного метро.

Но означает ли это полную остановку строительства? Какие альтернативы предлагают чиновники? И главное — когда же наконец откроют станцию «Театральная», которую строят уже несколько лет? Разберемся во всех подробностях.

Когда в Самаре проведут метро: актуальные сроки и планы развития

«Театральная» — последний аккорд самарской подземки

Знаете, что общего у станции метро «Театральная» и премьеры в Большом театре? И то, и другое постоянно переносят! Строительство одиннадцатой станции самарского метрополитена превратилось в настоящую эпопею с множеством актов.

Первоначально станцию планировали открыть в первом квартале 2024 года, но реальность внесла свои коррективы. Потом обещали октябрь 2024-го… Снова мимо! В мае 2025 года на заседании правительства Самарской области установили предельный срок — 2027 год, хотя строители рассчитывают справиться к декабрю 2026 года.

Что же происходит на стройплощадке? На декабрь 2024 года готовность станции составляла 90%, завершена проходка левого перегонного тоннеля длиной 1587 метров. Работы идут, пусть и не так быстро, как хотелось бы самарцам.

Интересный факт: Проходческий щит для строительства тоннеля работает со скоростью около 280 метров в месяц. Это как строить подземную дорогу длиной с три футбольных поля каждые 30 дней!

В мае 2025 года были подписаны и продлены основные контракты на строительство, что позволило 19 мая начать проходку правого тоннеля от улицы Полевой. За июнь прошли уже 222 метра из оставшихся 1366 метров.

Расположится «Театральная» на пересечении улиц Красноармейской и Галактионовской, недалеко от театра оперы и балета. Ожидается, что пассажиропоток в двух направлениях превысит 95,7 тысяч человек в первый год эксплуатации. Станция будет приспособлена для людей с ограниченными возможностями.

Но вот парадокс: эта станция, скорее всего, станет последней в истории самарского метро. Почему? Об этом расскажем в следующем разделе.

Показатель Плановые значения Текущий статус
Готовность станции 100% 90% (на декабрь 2024)
Левый тоннель 1587 м Завершен (декабрь 2024)
Правый тоннель 1366 м 222 м пройдено (июнь 2025)
Планируемое открытие 2027 год (крайний срок) Декабрь 2026 (прогноз строителей)

Почему губернатор поставил крест на метро

А теперь — главная интрига. Зачем власти решили остановить развитие метрополитена в миллионном городе? Губернатор Вячеслав Федорищев объяснил: «Самарское метро мало загружено, оно не отвечает задачам гармоничного расп​ределения транспортного потока. Оно обрывочно».

Цифры, которые говорят сами за себя

Давайте сравним самарское метро с другими городами России. Годовой пассажиропоток составляет чуть более 12,5 млн человек. Для сравнения:

  • Автобусы в Самаре перевозят 60 миллионов пассажиров в год
  • Трамваи — 55 миллионов пассажиров
  • Метро — всего 12,5 миллиона

Получается, что обычные трамваи перевозят в 4,5 раза больше людей, чем дорогостоящая подземка! В среднем за сутки метро перевозит 34,3 тысячи пассажиров — это меньше, чем вместимость стадиона «Самара Арена».

«Метро капиталоемко и не всегда должно решать проблему грамотного градостроительного подхода» — так прокомментировал ситуацию губернатор Федорищев.

Что предлагают взамен

В качестве альтернативы рассматриваются другие виды рельсового транспорта: легкое наземное метро или скоростной трамвай. Эти решения:

Преимущества наземного транспорта:

  • Значительно дешевле в строительстве
  • Быстрее вводится в эксплуатацию
  • Проще в обслуживании
  • Может охватить больше районов города

Согласитесь, логика есть. Зачем тратить миллиарды на тоннели, если можно построить эффективную наземную сеть за меньшие деньги?

Когда в Самаре проведут метро: актуальные сроки и планы развития

Финансовая сторона вопроса

Из проекта поправок в бюджет видно, что на строительство метро планируется выделить: в 2025 году — 2,1 миллиарда рублей, в 2026 — 2,2 миллиарда, в 2027 — 4 миллиарда рублей. Но эти средства пойдут только на завершение уже начатых работ.

Год Выделенные средства Назначение
2025 2,1 млрд рублей Завершение строительства «Театральной»
2026 2,2 млрд рублей Окончательные работы
2027 4,0 млрд рублей Финальная стадия проекта
После 2027 0 рублей Развитие остановлено

Интересно, что решение об отказе от метро приняли не на пустом месте. В 2022 году власти уже сократили планы строительства второй линии с 6 до 4 станций, а от третьей линии отказались полностью.

История строительства: от великих планов к суровой реальности

Что если я скажу вам, что идея самарского метро старше самого СССР? Нет, это не шутка! Первый заказ на проект поступил в столичный «Метропроект» еще 27 апреля 1942 года, в разгар Великой Отечественной войны. Разработка была завершена в 1943-м, но из-за военного времени осталась на бумаге.

КЛЮЧЕВЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ САМАРСКОГО МЕТРО

ЭПОХА НАДЕЖД (1980-2010)

  • 1980 год: Начало строительства первой станции «Кировская»
  • 1987 год: Торжественное открытие первых 4 станций
  • 2002 год: Запуск станции «Спортивная»
  • 2007 год: Открытие «Советской»

АКТИВНАЯ ФАЗА (2010-2022)

  • 2014 год: Открытие «Алабинской» — последней на данный момент
  • 2021 год: Получение кредита 10,4 млрд рублей
  • 2022 год: Начало строительства «Театральной»
  • 2022 год: Отказ от третьей линии метро

Что планировалось и что получилось

Амбиции были грандиозными! По некоторым данным, планировалось довести сеть до 33 станций с общей протяженностью 41,3 км. Представляете масштаб? Это больше, чем во многих европейских столицах!

Вторая линия должна была состоять из 6 станций протяженностью 9,57 км. Планировались станции:

  • «Московская» — у пересечения Московского шоссе и проспекта Карла Маркса
  • «Партизанская» — на пересечении с улицей Аэродромной
  • «Толевая» — в поселке Толевом
  • Три дополнительные станции (проекты заморожены)

Но реальность оказалась жестче планов. В апреле 2022 года количество станций второй линии сократили на треть — до 4 станций. А третья линия с метромостом через реку Самару и вовсе была вычеркнута из генплана.

Сравнение с другими метрополитенами России

Давайте посмотрим, как самарское метро выглядит на фоне других подземок страны. Картина получается… скажем так, не очень радужная.

Город Год открытия Количество станций Протяженность (км) Пассажиропоток (млн/год)
Самара 1987 10 (+1 строится) 12,7 12,5
Казань 2005 11 15,8 22,0
Екатеринбург 1991 9 12,7 50,0
Нижний Новгород 1985 15 18,8 45,0
Новосибирск 1986 13 15,9 85,0

Видите закономерность? При схожих параметрах протяженности и количества станций, пассажиропоток самарского метро в разы меньше! Екатеринбургское метро перевозит в 4 раза больше людей, новосибирское — почти в 7 раз.

Любопытный факт: Если бы самарское метро работало с эффективностью новосибирского, оно бы перевозило около 67 миллионов пассажиров в год. Это больше, чем все автобусы города вместе взятые!

Технические особенности и проблемы

Самарский метрополитен использует составы из четырех вагонов типа 81-717/714 различных модификаций. Инвентарный парк составляет 50 вагонов. К продлению первой линии до «Театральной» планируется увеличить составы до пяти вагонов.

⚠️ ПРОБЛЕМЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Устаревший подвижной состав:

  • Основная часть вагонов выпуска 1987 года
  • К маю 2025 года капремонт прошли 31 вагон из 50
  • В 2018 году отказались от бесплатных электропоездов «Русич» из Московского метро

Проблемы с инфраструктурой:

  • На «Московской» работает один эскалатор возрастом ~20 лет
  • Ростехнадзор выявил 155 нарушений при проверке в ноябре 2024
  • Необходимы значительные инвестиции в модернизацию

В результате проверки Ростехнадзора в ноябре 2024 года выявлено 155 нарушений обязательных требований. Это серьезный сигнал о состоянии подземки.

Получается замкнутый круг: низкий пассажиропоток не дает денег на модернизацию, а устаревшая инфраструктура не привлекает новых пассажиров. Возможно, именно поэтому власти решили не тратить деньги на расширение сети, а сосредоточиться на альтернативных видах транспорта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *