Московские центральные диаметры (МЦД) представляют собой систему линий, предназначенную для движения ж/д транспорта. В СМИ МЦД представляют как «наземное метро», хотя такая формулировка применима лишь отчасти.
Система связывает между собой Москву и крупные города МО: Одинцово, Подольск, Долгопрудный и др. Первые два диаметра начали работу в 2019 году. Общая протяженность пути составила 132 км. Обслуживанием МЦД занимаются две организации – РЖД и Центральная пригородная пассажирская компания.
Московские центральные диаметры (МЦД) 1, 2, 3, 4, 5 схема, станции, на карте метро. Когда построят МЦД 3, 4, 5. Карта станций. Сколько всего МЦД.
Для улучшения пропускной способности проходит строительство новых маршрутов, а также реставрация уже имеющихся. К моменту открытия планировалось реконструировать каждую платформу, оборудовать лифтами и турникетами. Поставлена задача организовать более десятка остановочных пунктов на двух первых путях.
В 2020 году был одобрен стандарт «мини-вокзалов», который предусматривает наличие пешеходных переходов для свободного доступа к метрополитену и транспорту. Предполагается расположить их на всех остановочных пунктах. Кроме того, уже предусмотрены средства пожарной сигнализации, стационарные стойки для связи, санузлы, удобства для инвалидов – лифты и специальные кассы, светодиодное освещение, эскалаторы.
Первые два маршрута – Белорусско-Савеловский и Курско-Рижский соответственно – были запущены в конце 2019 года. Линии расположены на существующих путях Московской ж/д.
Маршрут распространился на 52 км, которые можно преодолеть за 88 мин. Обычные поезда справляются с тем же расстоянием за 108 мин. Пассажирам доступны 25 остановочных пункта, к 2024 году планируется возвести еще 3. На данный момент 8 остановочных пунктов предполагают пересадку на метро или ж/д.
С учетом остановок полный оборот транспорт проходит за 3,5 часа. На маршруте работает 7 поездов.
Второй маршрут проходит по участку в 80 км, который состав преодолевает за 2 часа. На пути расположено 34 остановочных пункта. На сегодняшний день 11 остановок предполагают пересадку на метро или ж/д. К 2024 году планируется открыть еще 5 пунктов и 4 места для пересадки. После строительства платформа Покровское-Стрешнево будет закрыта и заменена на Щукинскую.
Ежедневно по путям проходит 100 пар поездов с интервалом в 12 минут. Первый состав начинает работу с 4:00. Последний перестает действовать к 23:50. В процессе следования по маршруту возможна задержка до 2-х минут. Полный оборот транспорт проходит за 4 ч 24 мин. Общее количество поездов – 22 шт.
В ближайшем будущем запланировано открытие еще 3-х путей. Предположительно, это сократит время на путешествие между столичными аэропортами до 1 часа. Новые маршруты будут взаимодействовать с метрополитеном и центральным кольцом. Строительство дорог продолжается, поэтому их расположение может быть изменено в связи с техническими причинами. После открытия МЦД сможет перевозить более 390 млн. человек в год.
По предварительным данным, линия рассчитана на 88 км, которые пассажир сможет преодолеть за 100 мин. В него будет входить до 43 остановочных пункта, треть из которых предполагают пересадку на метро или ж/д. По путям будет циркулировать 52 электропоезда с интервалом в 5 мин. Конечной остановкой станет Ипподром.
Предположительно, маршрут распространится на 85 км. В него будет включено до 38 остановок, 16 из которых будут рассчитаны на пересадку на метро или ж/д.
О строительстве линии известно немного. По предварительной информации, он будет проходить по Павелецкому, Курскому и Ярославскому маршруту. Проект находится в начальной стадии разработки.
Первые два МЦД справляются с ежедневным пассажиропотоком в 0,5 млн. человек. После открытия остальных линий этот показатель существенно возрастет, составив более 390 млн. пассажиров в год. Это позволит снять нагрузку с общей транспортной системы столицы на 12 %. Только за 2 дня после открытия билет приобрело около 1 млн. жителей.
С ноября 2019 года было зарегистрировано более 8 млн. отправок. Среднесуточный пассажиропоток составляет примерно 550 тыс. человек. 24 декабря того же года был установлен рекорд в 550 тыс. Наибольшая активность зафиксирована на станции Царицыно и Тушино. Билет на составы приобрело 127 тыс. и 116 тыс. жителей соответственно.
В период ноябрь-январь 2019-го было совершено 24 млн. транспортировок. За два года работы на двух диаметрах перевезено почти 310 млн. пассажиров. Это говорит о том, что строительство новых путей является экономически оправданным решением. Однако пока неясно, будет ли соответствовать дата открытия заявленной Департаментом транспорта Москвы.